В процессе сварки металл соединяемых деталей подвергается воздействию высоких температур. Материал шва и соединяемых металлов не одинаковы. Соединение после сварки содержит местные механические напряжения. Всё это создаёт условия для интенсивного процесса коррозии. Поэтому сварной шов в любой металлоконструкции требует специальной обработки.
Коррозионная активность в месте сварного соединения
Сварочные материалы - электроды, сварочная проволока - выполняются из специальных сплавов. Их материалы подбираются таким образом, чтобы шов выдерживал температурные деформации применительно к различным сплавам. После сварки структура шва и сваренных кромок представляют собой коррозионно активную область вследствие влияния нескольких факторов:
- В процессе сварки сильный нагрев инициирует окислительные процессы;
- Сварное соединение имеет довольно значительные местные напряжения, провоцирующие коррозионные процессы по механизму коррозии под механической нагрузкой;
- Соединение и шов имеет в структуре большое количество микродефектов;
- После сварки в неровностях и на поверхности металла могут задерживаться остатки флюсов, которые в соединении с водой или влагой создают коррозионно активную среду по механизму кислотной коррозии;
- Неоднородность соединения металлов приводит к коррозии по электрохимическому механизму.
Обработка сварных швов после процесса сварки
Для создания надёжного и долговечного сварного соединения шов нуждается в обработке и защите. Лучше всего эти операции выполнять непосредственно после сварки и остывания. Процессы коррозии инициируются очень быстро. Спустя продолжительное время после сварки остановить процессы окисления становится труднее.
Для уменьшения внутренних напряжений в металле и структуре шва изделия отжигают. По технологии изготовления различных изделий и конструкций это не всегда возможно. Отжиг значительно снижает локальные напряжения, но этот процесс по-разному влияет на показатели прочности. Кроме того, не всегда возможно нагреть соединение до требуемых температур.
Зачистка и шлифовка шва механическим способом удаляет лишние вкрапления, устраняет большое количество неровностей. Однако шлифовка снижает прочность, уменьшая среднее сечение сварного шва. Поэтому шлифовка выполняется с соблюдением ограничений по конечной форме шва и при выборке минимального количества металла.
После зачистки и шлифовки шов обрабатывают специальными составами для удаления продуктов окисления и остатков флюса. Большинство составов в качестве главного компонента используют ортофосфорную кислоту. Она обладает хорошей растворяющей способностью в отношении продуктов окисления. Кроме того, эта кислота при взаимодействии с железом образует устойчивый пассивирующий слой.
После обработки пассивирующим составом на шов и прилежащие кромки наносится защитный состав. Перед нанесением состава вся поверхность должна быть обезжирена и тщательно просушена.
Современные защитные средства часто имеют в своём составе агент, преобразующий ржавчину. Эти составы можно наносить на коррозионный металл после удаления рыхлых веществ. Однако, в случае обработки сварных швов лучше максимально удалять все продукты коррозии. Это связано с тем, что преобразующий компонент не всегда эффективно взаимодействует с окалиной и гидроксидом железа, расположенными в микротрещинах. В этих случаях процесс коррозии будет продолжаться и после нанесения защитного покрытия.
Нанесение защитного состава выполняется в соответствии с инструкцией производителя. Следует соблюдать предписанную толщину материала с выводом кромок заподлицо с плоскостью поверхности изделия, чтобы полимер не задирался в процессе эксплуатации.
Результат защиты сварного соединения зависит не только от качества применяемого материала. Самый значительный вклад в надёжность защиты вносит подготовительный процесс. При качественной подготовке и применении современных полимерных композиций в качестве защиты сварные соединения не подвергаются коррозии до 30-50 лет.
Внимание! Наша компания производит антикоррозийную защиту трубопроводов любой сложности.